
МММихаил МакаровСюжетРоссия под санкциямиУ Петербурга особая роль в арктическом сотрудничестве РФ и КНР.
Усилия НАТО по милитаризации Арктики ведут к росту военно-политической напряженности и создают опасные предпосылки для усиления соперничества в этом регионе, говорится в недавнем заявлении официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Вместе с тем, российские власти подчеркивают, что рассматривают Арктику как территорию мирного освоения, сотрудничества и взаимодействия.
«Россия никогда никому не угрожала в Заполярье, остается приверженной международному праву, поиску политико-дипломатических путей решения для всех возникающих вопросов, в том числе и в высоких широтах», — подчеркнула Захарова.
Действительно, ценность Арктики для России сложно преувеличить. При этом налицо та ставка, которая делается на повышение именно экономического значения региона. Здесь наибольшее внимание привлекает Северный морской путь (СМП), развитие которого дает новые возможности для товарооборота между Азией и Европой.
Контекст. Принятый в 2024 году федеральный проект «Развитие Большого Северного морского пути» предполагает включение в этот маршрут портов Санкт-Петербурга и Калининграда с целью создания единого экономического и транспортно-логистического пространства от Балтийского моря до Приморского края. Его продолжением стала концепция Трансарктического транспортного коридора, проходящего через порты Арктической зоны.

Станет ли Калининград «пороховой бочкой» Европы?Узнать подробнее
Активность перевозок по Севморпути растет. За 2025 год выдано уже больше тысячи разрешений на проход судов, что на 20% больше, чем годом ранее. Общий объем транзита грузов достиг 3 млн тонн грузов (рост на 8% по отношению к 2024 году). При этом можно рассчитывать на дальнейшее улучшение этих показателей, учитывая ту заинтересованность, которую к арктическому маршруту в последнее время показал Китай.
Китайская пресса назвала историческим событием запуск в сентябре этого года первого в мире арктического контейнерного экспресса по маршруту Китай-Европа, начатого рейсом контейнеровоза Istanbul Bridge, отправившегося в путь из порта Нинбо-Чжоушань.
В совместном коммюнике по итогам состоявшейся в начале ноября 30-й регулярной встречи глав правительств РФ и КНР Михаила Мишустина и Ли Цяна говорится о намерении развивать сотрудничество по вопросам Арктики, включая увеличение грузопотока по Севморпути и укрепление его конкурентоспособности по сравнению с другими международными морскими маршрутами.
Москва и Пекин договорились о совместных проектах по мореплаванию и навигации, созданию грузовых судов арктического класса, а также подготовке кадров. Как уже рассказывал «РосБалт», китайских моряков к плаванию в полярных водах будут готовить российские вузы, включая Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова, расположенный в Санкт-Петербурге,
«Я вижу здесь взаимовыгодные отношения. Для Москвы интересы лежат в доступе к технологиям и инвестициям, для Пекина — в сырьевых ресурсах, рынке сбыта и новых логистических маршрутах», — отмечает экономист, автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган.

Брюссель стреляет холостымиУзнать подробнее
Как отметил эксперт, стратегическое сотрудничество между нашими странами укрепляется, несмотря на санкционные угрозы. Летом этого года начались отгрузки с нового арктического проекта — «Арктик СПГ-2», причем Китай импортировал первую партию сжиженного природного газа (СПГ) вопреки жестким ограничительным мерам, введенным США.
«Это подрывает попытки изолировать Москву и оказать давление на Кремль по украинскому вопросу», — отметило по этому поводу агентство Reuters.
Если говорить про китайский экспорт в целом, то он растет самыми быстрыми темпами за последние полгода, несмотря на американские тарифы, пишет The Wall Street Journal.
«Полярный путь прорвался сквозь „арктический нарратив“, когда-то доминировавший в территориальных спорах, стратегических противостояниях и конкуренции за разработку месторождений нефти и газа, продемонстрировав, что Арктика может служить очагом человеческого сотрудничества и совместного развития, а не полем битвы в игре с нулевой суммой», — подчеркивает, в свою очередь, официальное китайское англоязычное издание Global Times.
Уже известно, что Россия и Китай в этом году готовятся установить новый рекорд в грузовых показателях контейнерных перевозок по Севморпути — их объем может превысить 400 тыс. тонн. А к 2030 году, по прогнозу гендиректора Росатома Алексея Лихачева, грузовые перевозки по СМП между РФ и КНР достигнут 20 млн тонн.
Михаил Макаров